Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?

Помните бородатый анекдот о суслике, которого никто не видит, но он есть? По большому счету, то же можно сказать и о безбарьерной городской среде, призванной облегчить жизнь немалой части малоритчан

Кому нужна безбарьерка?

Уверена, на этот вопрос многие ответят самой распространенной ассоциацией — людям, которые вынуждены передвигаться по городу в инвалидных колясках. Но согласно мировым статистическим данным, в любой момент пользователями элементов безбарьерной среды является от четверти до трети населения. Не верите? Посмотрите вокруг. Маме, скачущей по ступенькам с детской коляской или старушке с клюкой вкупе с артритом и радикулитом; крепкому мужику-рабочему, умудрившемуся на время травмировать себе зрение за каким-нибудь сверлильным станком, и даже велосипедисту, каждый раз отбивающему себе филейную часть после прыгания по уличным бордюрам, очень пригодились бы и пониженные бордюры, и поручни, и пандусы, и подъемники, и контрастная и\или тактильная уличная разметка. Словом, все то, что огулом называется элементами безбарьерной среды.

Теперь очередной вопрос: суслика видишь?

Нельзя сказать, что малоритская инфраструктура так уж бедна в плане удобства. К примеру, колясочнику не доставляет больших проблем посетить поликлинику, здания «Белорусбанка», «Агропромбанка» и многих других, если, конечно, до них доедет. Но обо всем по порядку.

— В плане безбарьерки гипермаркет «Родны кут», пожалуй, можно было бы поставить на первое место, — рассказывает малоритчанин Константин Гордиевский. — Здесь нет порогов, и дверь сама открывается, что очень упрощает передвижение в инвалидном кресле. Но подъехать сюда, чтобы воспользоваться такими удобствами более чем проблематично. Да, ко входу ведет пандус. Но, во-первых, его ширина около 70-80 см и он настолько узкий, что не каждая коляска там протиснется — моя рука между колесом и стеной в плотную пролезет. Во-вторых, здесь очень крутой подъем. В-третьих — поручень здесь только с одной стороны. Вот и получается, что самостоятельно сюда заехать не возможно.

Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными? Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?

Справочно по информации брошюры «Безбарьерная среда жизнедеятельности физически ослабленных лиц» Гомельского областного общественного объединения инвалидов с нарушением функций опорно-двигательной системы «Инвалиды-спинальники»: — если пандус предназначен для одностороннего движения инвалида на коляске, то его ширина должна быть 120 см. Если пандус предназначен для двустороннего встречного движения людей на колясках, то его ширина должна быть не менее 180 см. ВСН 62-91, пункт 2.1.2.

Нормативные требования к проектированию пандуса:

 

При подъеме Допустимый уклон Максимальная длина марша Промежуточная горизонтальная площадка
0.2 м от 5 до 10%(1:10) не требуется
0.2-0.8м не более10% (1:10) 10 — 12 м не обязательно
более 0,8 до 6% (1:16) 10 — 12м требуется через каждые 12м

Уклон пандуса определяется как соотношение высоты (H) подъема пандуса к длине (L) горизонтальной проекции наклонного участка пандуса. Он может быть представлен как соотношение (1:10) или выражен в процентах.

Получается, что нормы пишут одни люди, социальные объекты строят другие, а итогом не могут воспользоваться третьи — то есть те, для кого, собственно, и предназначены элементы безбарьерной среды. Почему так получается — отдельная тема, которая на языке чиновников называется отсутствием межведомственного взаимодействия. Однако вернемся к тому же «Роднаму куту», вернее, к стоянке возле упомянутого супермаркета.

Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?
Стоянка возле гипермаркета «Родны кут»
Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?
Стоянка возле гипермаркета «Родны кут»
Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?
Стоянка возле гипермаркета «Родны кут»
Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?
Стоянка возле гипермаркета «Родны кут»

 

Недалеко от входа разметкой обозначена парковка для инвалидов.

— На первый взгляд — все как положено, максимально близко ко входу, — рассказывает Константин. — Но выходим мы из машины — и тут же упираемся в ступеньки. Пандус почему-то расположен прямо за стенкой и подхода к нему со стоянки попросту НЕТ! Чтобы попасть к нему, нужно проехать по стоянке, выехать на проезжую часть, пройти 40 метров по оживленной дороге, чтобы на пешеходном переходе преодолеть бордюр и с посторонней помощью крепкого мужика заехать по так называемому пандусу. К слову съезд с него вообще можно приравнять к самоубийству.

Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными? Перекресток улиц Школьная и Маяковского. Пешеходный переход в сторону супермаркета «Родны кут»

Стоит отметить, что гипермаркет построен совсем недавно. Значит, со всеми строительными нормами и законодательными актами проектировщики и строители были уж точно знакомы. Почему не сделали, как нужно, а построили для пресловутой «галочки» — загадка, разгадку которой, пожалуй, знают только выше упомянутые люди.

Бордюрный камень преткновения: опустить нельзя оставить?

— Из всех переходов в городе по стандарту сделаны максимум 10 штук. остальные бордюры хоть и опушены, но по высоте они минимум 8-10 см, — рассказывает Константин. — Плюс к этому в некоторых местах очень резкий уклон плитки, и если бордюр лежит низко, съезжать по ней на коляске все равно опасно.

Чтобы проверить, верны ли наблюдения горожанина, далеко ходить не пришлось. Напомним читателям, что в местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц, дорог и основных проездов высота бортовых камней проезжей части должна быть не более 0,05 м., при этом не допускается сужение проезжей части.

Иллюстрации из выше упомянутой брошюры:

ГОСТ по укладке бартюр

Сравним с реальностью?

Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?Улица Красноармейская. Въезд в каждый двор обрамлен непреодолимым бордюром, который, как можно заметить на фото, уже опушен, но его высота явно превышает положенных 5 см.

Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными? Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?Улица Красноармейская, напротив главного входа в райисполком. До пандуса у входа в здание доехать самостоятельно не получится.

Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?Перекресток Красноармейской, Ленина и Советской, пешеходный переход на светофоре — та же история.

Карта недоступности: почему на малоритских улицах колясочникам сложно быть самостоятельными?Улица Ленина, въезд во двор гостиницы «Юбилейная» — высота бордюра в 3 раза превышает норму.

 

— Вся улица Школьная, от начала до конца снабжена бордюрами в 10-15 см, — продолжает экскурс в уличную сеть Малориты Константин и добавляет:

— Больше всего удивляет то, что заезды для машин в частные дворы делают ровные, а тротуарную дорожку занижают с обеих сторон, и получается что ты ездишь вверх вниз. Возле бордюра для машин оборудуют склон из асфальта, чтобы легче ей заезжать было. Неужели машина не преодолеет 2-3-сантиметровый бордюр и подъем в несколько градусов? Почему из-за комфорта для транспортных средств должны терпеть неудобства рядовые пешеходы?

Итого

Понятно, что бордюры за один день не переставишь, и в одночасье пандусы не исправишь, а главное — не переменишь восприятие проблемы ответственных за эту работу людей. Но если делать вид, что ничего никому не мешает, дождется ли Малорита перемен? Автору, увы, неизвестно, сколько колясочников живет в городе. Но пока власти пытаются следовать программам по созданию безбарьерной среды (НАЖМИ СЮДА, ЧТОБЫ ПРОЧЕСТЬ), небезразличные люди в меру сил начинают двигать решение проблемы. Каким образом? Например, созданием карт доступности, как жители Мозыря (КАРТА ДОСТУПНОСТИ). Нужна ли такая карта небольшой Малорите — спорно. Но что тогда сможет ускорить создание безбарьерки? Что вы, уважаемые читатели, об этом думаете?

Напоследок — впечатления от посещения одной махонькой деревеньки в земле Северный Рейн — Вестфалия (увы, название деревни уже не вспомню). Довелось проехаться по тамошним улицам на велосипеде. Еду и понимаю, что чем-то меня этот процесс удивляет. Даже не сразу поняла, что непривычным оказалось… прыгание с бордюра на бордюр при пересечении перекрестков. Вернее — полное отсутствие такого прыгания. Местная жительница, с которой я поделилась впечатлениями, только руками развела: «Так наша администрация вся на велосипедах катается. Думаете, им самим было бы комфортно по камням скакать?»

Автор: Виктория Белявская

Добавить комментарий